Детский сад реализует Основную образовательную программу МБДОУ детского сада №2 «Сказка» в группах общеразвивающей направленности. Это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется на русском языке.
1.1. Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждения детский сад №2 «Сказка» (далее – ДОУ).
Программа составлена в соответствии:
Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждѐнным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.октября 2013г. № 1155;
порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждѐнным Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013г. № 1014;
примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);
методическими рекомендациями для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО, разработанными Федеральным институтом развития образования;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждѐнными Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26.
Программа является нормативно-управленческим документом организации и согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования) и организацию образовательной деятельности в МБДОУ и обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.
Программа направлена:
― на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
― на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:
― определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов МБДОУ;
― способствует адекватности интегративного подхода в содержании образования, взаимному «пронизыванию» различных видов предметности в разных видах и формах детской деятельности;
― способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении;
― обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах МБДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.
Программа МБДОУ детский сад №2 «Сказка» разработана с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Каждый из трех основных разделов Программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (в тексте обозначена значком *).
Обязательная часть Программы определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возрастаот 1,6 года до 8 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает специфику социокультурных условий, в которых формируется образовательная деятельность. Указанные условия реализуются через приоритетное направление ДОУ – физкультурно-оздоровительное и посредством организации работы по краеведению (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников).
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);
– коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и другими детьми);
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними);
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация);
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы с воспитанниками.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
– способов и направлений поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа также содержит описание системы развивающего оценивания достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации Программы. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценивание созданных в МБДОУ условий внутри образовательного процесса.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объѐм, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) в образовательной деятельности МБДОУ д/с № 2 «Сказка». Программа также предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития на уровне дошкольногообразования.
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.
Программа может корректироваться в связи с изменениями:
- нормативно-правовой базы МБДОУ,
- образовательного запроса родителей,
- видовой структуры групп.
МБДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольногообразования.