Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Сказка»


Детский сад реализует Основную образовательную программу МБДОУ детского сада №2 «Сказка» в группах общеразвивающей направленности. Это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного  процесса.

Воспитание и обучение в детском саду носит светский, общедоступный характер и ведется  на русском языке.  

Организация образовательной деятельности ведётся на уровне дошкольного образования.
Нормативный срок обучения детей  в детском саду – 6 лет.
 
1.             ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.            Пояснительная записка

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждения детский сад №2 «Сказка» (далее – ДОУ).

Программа составлена в соответствии:

Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утверждѐнным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.октября 2013г. № 1155;

порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждѐнным Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013г. № 1014;

примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015г. № 2/15);

методическими рекомендациями для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО, разработанными Федеральным институтом развития образования;

санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждѐнными Постановлением главного государственного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26.

Программа является нормативно-управленческим документом организации и согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» определяет объем, содержание, планируемые результаты (целевые ориентиры дошкольного образования) и организацию образовательной деятельности в МБДОУ и обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.

Программа служит механизмом реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и раскрывает принципы организации, методы, приемы, техники, порядок организации совместной, коллективно-распределенной, партнерской деятельности детей и взрослых в пространстве и во времени, наилучшим образом направленной, способствующей реализации целевых ориентиров, а также подходы к интеграции образовательной деятельности дошкольника.

Программа направлена:

―          на создание условий развития детей, открывающих возможности для их позитивной социализации, их личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

―          на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа является внутренним стандартом для всех участников образовательного процесса:

―          определяет приоритеты в содержании образования и способствует интеграции и координации деятельности всех педагогов МБДОУ;

―          способствует адекватности интегративного подхода в содержании образования, взаимному «пронизыванию» различных видов предметности в разных видах и формах детской деятельности;

―          способствует накоплению спонтанного опыта детей в организованной обобщенной предметной среде; в специально продуманной и мотивированной самостоятельной деятельности; в реальном и опосредованном обучении;

―          обеспечивает реализацию права родителей на информацию об образовательных услугах МБДОУ, право на выбор образовательных услуг и право на гарантию качества получаемых услуг.

Программа МБДОУ детский сад №2 «Сказка» разработана с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Каждый из трех основных разделов Программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (в тексте обозначена значком *).

Обязательная часть Программы определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возрастаот 1,6 года до 8 лет в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает специфику социокультурных условий, в которых формируется образовательная деятельность. Указанные условия реализуются через приоритетное направление ДОУ – физкультурно-оздоровительное и посредством организации работы по краеведению (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников).

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры);

– коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и другими детьми);

– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними);

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

– изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей и психолого-педагогической работы с воспитанниками.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:

– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,

– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

– способов и направлений поддержки детской инициативы,

– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.

Программа также содержит описание системы развивающего оценивания достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития детей, а также качества реализации Программы. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценивание созданных в МБДОУ условий внутри образовательного процесса.

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объѐм, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) в образовательной деятельности МБДОУ д/с № 2 «Сказка». Программа также предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития на уровне дошкольногообразования.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.

Программа может корректироваться в связи с изменениями:

-                    нормативно-правовой базы МБДОУ,

-                    образовательного запроса родителей,

-                    видовой структуры групп.

МБДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольногообразования.